Донецкий старец Зосима Сокур всегда настаивал на том, что православные Украины должны оставаться в подчинении Московского Патриархата, предостерегая их от присоединения к неканоническим структурам, которые пропагандируют идею независимой местной церкви. Он призывал монастыри и приходы не отходить от учения и канонической юрисдикции в пользу независимости, продвигаемой амбициозными лидерами.
Отец Зосима был известен как непреклонный защитник Православия, обладающий даром прозорливости и являющийся основателем Успенской Свято-Васильевской и Свято-Николаевской обителей в Донецкой области. Его знали и чтут как в России, так и на Украине. Он пользовался такой же почитаемостью, как уважаемый отец Николай Гурьянов, и многие искали у него утешения и совета, аналогично паломничествам к отцу Николаю, исцеляясь и узнавая о будущем.
Старец Зосима скончался вскоре после отца Николая, зная заранее день своей кончины.
В последние дни своей жизни он давал многочисленные напутствия братьям и сестрам своих общин, а также всем, кого встречал, включая одной женщине, которой он попросил начать печь пироги два дня спустя после его кончины и продолжать это в течение сорока дней.
Его проницательность, непоколебимая вера и глубокое понимание пути к спасению душ сделали его почитаемым старцем уже в возрасте сорока лет, а в православие старец олицетворяет не возрастную категорию, а мудрость, прозорливость и молитвенное служение. Вот потому он и стал почитаться многими как старец.
Отец Зосима проповедовал покаяние и стремление к исправлению нашей жизни, учил избавляться от уныния и отчаяния.
Он был духовным наставником для духовенства всей Донецкой епархии, монашеского братства и сестринства обоих монастырей, которые он основал, и был любимым наставником для многих верующих, которые следовали за ним на протяжении двадцати пяти лет его служения.
Сейчас его обители в плачевном состоянии, и он предвидел это, говоря, что придётся сидеть и служить под землей. Так оно и вышло.
Незадолго перед своей кончиной, старец был удостоен определённого прозрения. «О моей смерти вы узнаете, – обращался старец к своим чадам, – часы на моём молитвенном столике в алтаре перестанут тикать». В 23:45 прекратилась жизнь великого старца. За пятнадцать минут до полуночи остановились и часы на столике отца Зосимы в алтаре. Так завершился земной путь молитвенника за землю русскую и начался новый его небесного заступничества в вечном блаженстве.
Старец всегда говорил, что все должны жить в мире. Он настаивал на том, чтобы люди Украины не шли против русских, потому как мы единый народ. Он очень строг в этом был. Даже однажды раскольника Филарета Денисенко выгнал, запретил ему ступать на Донецкую землю.
Перед уходом в вечность, он оставил завещание, которому просил строго придерживаться, говоря что времена настали лукавые, а люди неслышащие и невидящие по греховности своей. А чуть ранее ему делали замечание, что он стал крикливым, но на самом деле он объяснял это так:
«Я пытаюсь до вас докричаться уже! Вы 90 процентов стоящих в храме спите! Вы не слышите и не понимаете что нас ожидает! Просыпайтесь! Я говорю вам, прошу вас, просыпайтесь! Враг уже на пороге!»
А вот его полное завещание:
«Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей – Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений. Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, – беззаконная или “законная”, – автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.
Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.
…Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви – в ней спасение.
Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения…
Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие».
В пророчествах старца Зосимы, которые мы наблюдаем воплощающимися в жизнь с поразительной дословностью, содержится решительное указание: неукоснительно придерживаться Русской Православной Церкви, поскольку “в ней спасение”.
В соответствии с его последней волей, в случае отделения Украины от Москвы по политическим или иным причинам, монастыри под его попечительством должны немедленно разорвать связи с Киевским митрополитом. Зосима с особым вниманием указывал на то, что абсолютно не важно, каким образом будет осуществлена попытка обретения автокефалии, независимо от ее номинальной легитимности или нелегальности.
Владыка Николай, Епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский, занимающий должность главного редактора издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви, сказал о том, что тексты проповедей и воспоминания о отце Зосиме свидетельствуют о его необычайном духовном даре – способности духовного прозрения, которое позволяет увидеть суть современных событий.
Он подчеркнул, что
… это видение, он не “бабка-угадка”, а человек огромного духовного опыта, почитаемый Церковью. Он видел будущее.
Игумен Кирилл (Сахаров), возглавляющий московский храм святого Николая в Берсеневке и родившийся в Луганской области, поделился воспоминаниями о своем общении со старцем Зосимой. Он подчеркнул, что в вопросах церковного единения между ними царило полное согласие. Кроме того, он отметил, что завещание старца, озвученное перед кончиной, прогремело очень с мощно.
Старец также пророчествовал о перевороте, где украинцы, обманутые Западом, станут безумными.
Он говорил, что в наше время все раздоры начнутся с Киева, с родины русских городов. Оттуда беспорядки распространятся по всей Русской земле, не обойдут Россию, всюду будет царить хаос.
Следует отметить, что, к сожалению, пророчество старца о Киево-Печерской лавре оказалось верным. В воспоминаниях одного из монахов Оптиной пустыни, иеросхимонаха Серафима (Тимофеева), упоминается эпизод, когда в монастырь прибыл старец Зосима, который глубоко уважал и любил Оптину Пустынь. Во время личной беседы с отцом Серафимом, он внезапно произнес такие слова:
Киево-Печерская лавра падёт. Вся благодать Киево-Печерской лавры перейдёт в Оптину пустынь. Я до этого не доживу, а ты увидишь.
Но как выяснилось, старец предсказал еще одно необычное, на первый взгляд, событие.
В интервью журналистам об этом поделился насельник Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря, иеромонах Феофан. По его словам, отец Зосима сказала, что будет так:
Сначала американцы будут бомбить Донецк, а со временем и Киев.
Но самое важное он сказал:
Будет еще единство Русской земли: России, Белоруссии и бывшей Украины. Только одно говорю всем: смотрите, не вздумайте надеяться на свои силы, а просите у Бога помощи. И вот тогда всё преодолеете и не станете предателями. А понадеетесь на свои силы – предателем Иудой станете. Будьте все с Русской Православной Церковью, потому что во всех других сплошное беснование будет и не будет там Духа Святого. Смотрите, времена преопасные, не соблазнитесь!
Старец предвидел многие события и они сбылись, но еще впереди немало. Старец уверял, что все закончится, когда люди придут к вере осознанно, а не внешне из-за моды будут ходить в церковь и демонстрировать свою набожность. Мы должны жить по-настоящему, не изображать из себя верующих, АМ быть ими. А это труд. Но от этого и зависит наше будущее.
“Гнев Божией – войны – приближается стремительно. И никуда мы не денемся, как бы мы не кричали о мире. Мы сами своими делами приближаем гнев Божий – на наши головы упадёт эта огненная чаша. Будет беда. Какое попущение будет! Предательство Церкви, предательство родины, предательство всего святого. Вся колготня с Киева начнётся – матери городов русских, с колыбели святой Руси. И оттуда уже покатится по всей Земле Русской. Не минует и Россию – кругом будет беснование. Но Россия устоит и там будет еще очень большая благодать. И даже все силы ада, слуги антихриста не одолеют Русской Православной Церкви. Святые старцы уже говорили нам: Православие в чистоте сохранится только на Руси, в Русской Православной Церкви – ради крови мучеников русских ХХ века. Все отойдут от святой непорочной Веры Православной. Все впадут в прелесть бесовскую. А Русская Православная Церковь сохранит чистоту до пришествия антихрста. На Руси будут гореть светильники веры истинной до скончания века”.
Еще старец говорил:
Дух Руси могучий, непобедимый всегда!.. Медведь-то русский спит-спит, терпит-терпит, но уж как проснется, как в лапу мохнатую эту дубину возьмет, как раскрутится, то и вся масонская Европа полетит тогда от этой дубины настоящей, русской, святой.
Слава Богу за все!