Слепой старец Дионисий Игнат (1909–2004), обладавший даром прозорливости, во время своей жизни был уважаем, некоторые называли его духовным Патриархом Афона. Его многочисленные наставления тщательно записывались учениками и паломниками, что впоследствии привело к написанию книг.
Старец говорил:
– Эх, мы очень хорошо знаем, как надо нас и другим жить, но знаем напрасно, если не используем того, о чем говорим. Но милость Божия дается всем людям. Милость Божия! И Бог ни под каким предлогом не разрешает нам судить другого, потому что тогда мы подвергаемся этому же самому осуждению.
17 ноября 2022 года на Святой Горе Афон были обретены мощи блаженного старца Дионисия (Игната), канонизация которого Румынской Православной Церковью ожидается в 2025 году.
Ученики спрашивали старца: – Отче, среди нас есть люди, занимающие высокие должности и испытывающие значительную занятость. Каков Ваш совет им? Стоит ли им также установить правило для молитвы?
– Безусловно. Как верующий, вы должны это сделать. Вам невозможно молиться так же, как это делают в монастырях, и жить как монахи, но не молиться вообще – недопустимо для христианина. По меньшей мере, произносите молитву Пресвятой Богородице, возвращаясь домой вечером или перед отдыхом. Если у вас есть время, то вечером весьма полезно прочитать правило. В нем содержатся молитвы к Пресвятой Богородице, которые оказывают значительную поддержку.
А вообще и в миру особенно не следует утром вставать, бездумно креститься и спешить на работу. Прежде мы должны просить о помощи Божией и молитвенно обращаться к Нему, чтобы Он был с нами. Если вы не думаете о Боге, что сможете сделать? Ничего. Ведь Христос говорит: «Без Меня не можете сделать ничего» (Ин. 15:5). Понимая нашу неспособность без Божественной поддержки, мы должны призывать Его милость. Невозможно сделать многое самостоятельно, но при внимательности Бог будет с нами.
Однако каждый христианин должен иметь определенное правило молитвы. В семье должно быть установлено время для молитвы, вечером и утром, что дает благодать Святого Духа. Главное – не быть небрежным, ведь это чревато большой опасностью.
А еще спрашивали так: – Отец, как поступать с теми, кто неоднократно ошибается? На работе прощаешь один раз, второй, а затем иногда приходится начальнику увольнять за чрезмерное количество ошибок.
– Обратите внимание: сколько раз Иисус велел нам прощать? Не семь раз, а до семидесяти раз по семь (см.: Мф. 18:22). Если бы мы прощали только по семь раз… Человек грешит сотни раз в день, и поэтому Христос учит нас, что каждый раз, когда человек кается и просит: «Господи, прости меня, я согрешил», он должен быть прощен (см.: Лк. 17:4).
Человек не всегда виновен. Он становится таковым, осознавая и принимая в свой ум идеи греха, то есть искушения сатаны; виноват, когда совершает грехи, о которых знает, что они являются таковыми. Но истинная причина – искушения сатаны.
Старца спрашивали так же и о том, как аккуратно советовать человеку, чтобы тот исправился.
– Не отступаем от наставлений святых отцов, но в процессе советования всегда должны обладать смиренномудрием. Тот, кто проповедует, должен обладать смирением. Сегодняшние люди неприемлемы к наставлениям, представленным в виде приказов. Неважно, насколько человек верующий или близок к Богу, он не примет совет, если он подан в виде приказа, и в результате обвинит вас во всем виноватым.
Святые отцы учат нас показывать добродетель в наших наставлениях. Даже если у вас нет в них полноты, давайте советы так, словно вы обсуждаете, а не командуете. Указывайте на поучения святых отцов, которые говорят о последствиях невыполнения долга, но делайте это так: покажите, что святые отцы и сам Христос так учат, и тогда человек сам обретет склонность к истине в своем сердце.
Мирская мудрость представляет собой непрекращающуюся борьбу, направленную на отчуждение человека от истинных ценностей, побуждая его следовать земным законам. Все ее учения, в конечном итоге, становятся противоборством с божественными установлениями, поскольку ее сторонники стремятся отвратить людей от божественного.
Современные мировые порядки, предлагающие уступки человеческим желаниям, обретают привлекательность в глазах многих, ведя их к поклонению злым силам и незаметному удалению от Божьего пути. Поэтому, как написано в Священном Писании, тот, кто способен извлечь достойное из недостойного, станет голосом Христа (см. Иеремия 15:19). Но для такого преобразования требуется великое терпение и снисходительность, чтобы убедить человека изгнать из своего сердца и души разорительные страсти.
Как быть, если человек молится, просит Бога, а Он не дает ему просимое?
- Видите ли, в чем тут дело… Когда человек взывает: «Боже, помоги мне!» – Бог в ту же секунду приходит, чтобы помочь ему. Но только не все наши желания хороши. И поскольку желания, которые у нас есть, ведут ко злу, к погибели нашей души, то Бог медлит с помощью. И может случиться так, что Он не поможет тебе для твоего же блага!
Когда мы просим чего-нибудь, и наше прошение соответствует воле Божией, и Он, как Бог, знает, что, когда исполнит твое прошение, ты сдержишь свое слово и будешь оставаться близ Бога, Он тут же тебе помогает. Ибо только у Бога нет лукавства и только у Бога есть благостыня. Но иногда мы видим, что Бог, когда просим чего-нибудь себе на погибель, не дает нам этого. Почему? Потому что любит нас.
Конечно, у Церкви есть самые разные молитвы для испрашивания того, чего мы хотим. Но внутри каждого из нас, в нашей душе и уме, может установиться одна молитва, довольно короткая, но очень сильная: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» И если ты с каждым вздохом взываешь: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», то этим выметаешь грехи из своих мыслей и идей, и в сердце вселяется Иисус Христос.
Кажется, что нет у меня любви к Богу, Церкви и вообще… Руки опускаются…
– Каким бы ты себя ни видел, как бы холоден ни был, старайся. Нет у тебя истинного благоговения, когда идешь в церковь, но «я пойду». Сегодня пойду, завтра пойду, благодать Святого Духа низводит благостыню, и ты исправляешься. А если видишь, что выходишь из церкви без пользы – сегодня без пользы, завтра без пользы, послезавтра тоже, – ты говоришь: «Ну зачем мне ходить туда еще? Вижу ведь, что каким иду, таким и возвращаюсь», – и тогда искуситель отводит тебя, и опасность становится больше. Так что задумайся, кто тебя искушает!
Отдельные наставления старца
- Нужно иметь терпение в страданиях и скорбях. Бог не наказывает, а утешает тебя, испытывает, и тебе будет великая награда от Бога. Не думай, будто Бог наказал тебя. Бог ближе к больным, а значит, и к тебе.
- Древние отцы много работали, но никто из них не роптал. Ты зря трудишься, если ропщешь. Каждый из них стремился сделать как можно больше, и они не смотрели на то, что другие не работают, это их не интересовало. Они радовались, что могут потрудиться как можно больше для Господа. Посмотри на эконома монастыря святого Иоанна Лествичника — когда он отошел ко Господу, из его стоп потекло благоуханное миро. Это было воздаяние за его угодный Богу труд на пользу братства.
- Если у тебя есть страсть эгоизма, ты никак не пройдешь воздушные мытарства.
- Что вы думаете, что этот туризм, который теперь ринулся на Святую Гору, послужит укреплению монашества? Нет. Он — для его разрушения. При таком количестве приходящих людей, особенно из любопытства, как можно исполнить свои монашеские обязанности и иметь терпение? Мы живем в восьмом веке, и должно наступить то, о чем предрекли святые отцы. Отнята у людей благодать Духа Святого, и поэтому все неспокойны и не имеют мира в душе. Мы же будем почитать то, что говорит Церковь, святые отцы, и что знаем, то будем стараться исполнять и чтить.
- Бог дал человеку великий дар. Он свободен выбирать: если хочет, входит в рай, если не хочет, нет. Бог не загоняет туда насильно. Если взываешь к Богу, Он помогает тебе, если не взываешь, нет. Нужно непрестанно просить, в каждое мгновение, Его помощи, Его милости, чтобы смириться. Бог постоянно зовет нас: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные грехами», — но насильно не загоняет нас в рай.
- Истинное смирение нельзя стяжать без наставника, особенно сегодня, когда эгоизм всевается еще в младенчестве. Нам нужно повиноваться хорошему наставнику, у которого должна быть благая цель. Одно дело — когда нам кажется, будто мы смиряемся, а другое дело — истина. Истина открывается в искушениях.
- Имей духовное мужество и молись Богу со смиренномудрием, с сокрушением, ибо мы ничто пред Богом, что бы ни сделали. Не так, мол, «у меня есть право просить у Тебя это, ну почему со мной происходит то-то и то-то?»
- Молитва очень важна. Если мы приступаем с рвением, полные решимости, принуждаем свое естество, тогда Благий Бог помогает нам Своей благодатью. Но нужно усилие, многое усилие с нашей стороны.
- Не думай, будто те, у кого есть эгоизм, находятся в здравом уме. Нет! Страсть победила их, и они одолеваются ею так, что с ними не найдешь общего языка. Поэтому будем внимательны, чтобы не дать эгоизму возобладать над нами, чтобы мы не стали мнить о себе, будто мы нечто, мол, «я знаю лучше другого» и прочее в том же духе, ибо тогда благодать Духа Святого отступает от нас.
- Великие святые смирялись перед всеми. Некоторые настолько смирялись, что говорили: «Я хуже любого человека». Даже если видели, что кто-нибудь совершает прегрешение, они об этом не думали. Говорили: «Он совершил это прегрешение, но пред Богом он лучше меня, святее. Ведь ночью он вставал и кланялся Богу со смиренномыслием, и Бог простил его, а я, подумавший плохо, – он даже не сказал о нем ничего плохо, – а я, только если подумаю плохо, буду судим Богом».
Прости нас, Господи!
Слава Богу за все!