Курская земля славится святыми своими, которые сегодня стоят пред Престолом Божьим и молят о спасении душ наших.
С древних ещё времен на Руси были известны особенные люди, посвятившие себя особому служению Богу и ближним, известного как юродство ради Христа.
Часть людей страдала от психических заболеваний, в то время как другие намеренно изображали безумие. Утратив разум или же отказавшись от него и ведя строгую аскетическую жизнь, эти люди зачастую обретали дар предвидения и пользовались особым уважением среди народа.
Если спросить верующего человека: кто самый известный юродивый на Руси? То ответят скорее всего, что это Василий Блаженный (XVI век) или же Ксения Петербургская (XVIII век). И это вполне объяснимо, ведь именно они были самыми яркими примерами этого явления.
Город Курск не стал исключением в этом плане. Сведения о подобных выдающихся личностях сохранились в редких документах и легендах, дошедших до наших дней.
Неизвестный юродивый из Курска
Житие Серафима Саровского, в частности, отмечает “курский” период в жизни этого великого старца и упоминает о человеке, чье имя, увы, не сохранилось, проживавшем в Курске во второй половине XVIII века, который выбрал юродивость ради спасения своей души. Эта выдающаяся личность была известна в городе, и ее влияние, в частности, повлияло на молодого Прохора Мошнина и его размышления об инокоподвижничестве.
Прозорливица Евдокия Курская
А вот, в XIX веке юродивость также нашла своих последователей. К примеру, Евдокия Алексеевна Расторгуева (1790-1870), старица Курского Свято-Троицкого женского монастыря, взяла на себя это тяжелое испытание. В молодости, выразив желание поступить в монастырь, она столкнулась с противодействием родителей, которые планировали ее замужество. В ответ Евдокия решила принять подвиг юродства, проявляя это в необычных поступках, таких как ношение ягоды чернослива на носу вместо кольца при выходе к жениху, или засыпание головы толченой коноплей, и даже стрижка своих волос. В конце концов, родители согласились с ее решением, и она вступила в монастырь.
Евдокия устроила свой быт в северо-восточной башне монастырской стены, где она не топила печь, несмотря на наличие дров, подаренных ей почитателями, и одевалась летом и зимой в одну и ту же рясу. В ночные часы она почти не спала, предаваясь исполнению псалмов и усердной молитве, а с наступлением дня покидала монастырские стены, чтобы отправиться в город, останавливаясь лишь в каждом храме для молитвы.
С собой она всегда носила деревянное блюдо, в котором лежали крест и камни, и не расставалась с ним ни на мгновение.
Перед блаженной преклонялись многие, и, несмотря на ее порой суровое поведение, искренне уважали и верили в силу ее молитв.
Иногда она метала в них поленья и восклицала: “Вот буря, вот ветер, зачем вы ко мне пришли? Чего вам нужно?”, предвещая тем самым несчастье в ближайшем будущем тем, кто к ней обращался. Но некоторых она встречала приветливо и даже угощала чаем, что считалось благоприятным знаком.
Однажды к ней пришла уважаемая и состоятельная гражданка, которая почтила блаженную своим вниманием. Евдокия Алексеевна предложила ей присесть на невзрачный стул. “Почему вы усаживаете меня на этот некрасивый стул, матушка? Это предвещает нечто дурное?” – осведомилась гостья. “О нет, присаживайтесь, это не имеет значения. Я читала о человеке, который был главой, богат и знаменит, жил в роскоши, но затем был заключен в тюрьму, и все его богатство было утрачено”, – отвечала старица. Гостья спросила: “Это вы обо мне говорите, матушка?”. “О нет, – ответила блаженная, – это я всего лишь читала”.
Но вскоре после этого мужа почетной гражданки приговорили к двенадцати годам заключения за то, что он отправил в армию несовершеннолетнего вместо его брата.
При другом случае к Евдокии Алексеевне обратился родственник одной из монахинь, много слышавший о ее прозорливости.
“О, господин из Петербурга прибыл, – приветствовала она его, – присаживайтесь”.
Однако места для сидения не нашлось, поскольку блаженная сама заняла скамью, и, перестав обращать внимание на гостя, она опустила голову, будто уснув. После недолгого ожидания, увидев, что блаженная казалась спящей, он удалился. Разочарованный, он поделился своим недовольством с родственницей, заявив: “Какая же она прозорливая, если заснула!”.
Однако по возвращении в столицу он попал в катастрофу – лошади унесли его карету, и в панике он выпрыгнул из нее, что привело к его смертельному падению.
После смерти Евдокии Алексеевны ее тело в течение четырех дней оставалось нетронутым разложением, словно она была жива. Ее захоронили на Никитском кладбище, где почитатели установили над могилой памятник и окружили его оградой. Однако до наших времен это место погребения, увы, не сохранилось.
Старец-прозорливец Александр
Еще один подвижник, который стал известен за пределами Курска старец Александр Иванович Садовский (1822-1893), благородного происхождения из Обоянского уезда. В юности он служил в уланском полку, а после ухода в отставку в 1850 году с жалованьем в восемьдесят один рубль в год прожил около двенадцати лет в Старо-Оскольском уезде, прежде чем переехать в Курск. Несмотря на холостяцкую жизнь, он зарекомендовал себя как человек с необычайной прозорливостью.
В моменты серьёзных жизненных решений или на пороге важных начинаний многие жители Курска считали своим обязанностью обратиться к нему за мудрым советом. Садовский славился своей способностью точно предсказывать будущее. Он был известен своей прямотой, мужеством духа, любовью к истине и добру, а также готовностью обличать недостатки и наставлять обращающихся к нему людей. Садовский воздействовал на посетителей простыми, но мощными словами назидания, предоставляя им удовлетворительные ответы, наставления или строгие упреки, и всеми силами пытался привить им отказ от мирских благ, смирение и непрекращающуюся любовь к Богу и ближнему. В качестве наглядного примера своих убеждений, он пренебрегал материальными ценностями, подтверждая это действием – у его постели всегда лежал коврик, сотканный из золотых монет.
Однажды, в намерении подшутить над старцем, к нему обратилась группа слегка подвыпивших студентов с просьбой помолиться за якобы больного находящегося дома товарища. Садовский ответил: “Хорошо, помолюсь… Но теперь уже за упокой”.
Когда студенты вернулись, они обнаружили, что их друг действительно умер.
В другом случае для шутки к старцу явились гимназистки. В этот момент он добавлял сахар в чай, и, понимая истинную причину их визита, предложил: “Пришли поболтать? Давайте поболтаем”, – и передал им чашку с чаем.
Перед кончиной Садовский посетил всенощную службу в женском монастыре, простился с прихожанами и монахинями, произнеся: “Прощайте, православные; простите мне, старику”, сопровождая слова глубоким поклоном.
Потом он отправился домой в извощичьих санях, в дом Истоминой на улице Архангельской (ныне улица К. Либкнехта, 27).
На следующее утро старец ушёл из жизни, и новость о его смерти быстро распространилась по городу.
Множество граждан стремилось посетить его, чтобы попрощаться с усопшим и воздать ему последнюю дань уважения. В течение всего времени пребывания тела усопшего в его доме, Архангельская улица была местом необычайной суеты и движения.
Старец Александр был захоронен в пределах церковного кладбища, которое находилось возле Всехсвятского храма на Херсонском. Над его могилой часто проводили панихиды, а его почитатели собирали землю с места его захоронения.
Могила сохранилась до начала 1990-х годов, но когда началось строительство южного придела храма, в результате этого могила, увы, исчезла.
К сожалению, разрушительные события двадцатого века в конечном счете привели к исчезновению юродивых. Сложно представить себе в современном обществе людей из прошлого, которые были бы способны выжить в современном мире, неизменно и бескорыстно служить людям, сохраняющим благодарную память о них несмотря на все препятствия.
Но все-таки хочется верить, что они существуют, просто сокрыты от мира сего. Много мы согрешили пред Господом, много заботимся лишь о земном. Задумаемся о спасении душ и несмотря на нынешнее тревожное время, будем учиться любви. Примером нам да послужат эти дивные праведники земли Курской. Нет сомнений, что эти подвижники веры и благочестия сегодня молятся, как за Курскую землю, так и за всю нашу Святую Русь! Придет время и мы услышим ещё истории чудесного спасения по молитвам святых ко Господу!
Слава Богу за всё!
Составлено на основе открытых источников и архивов о Христа ради юродивых Курской земли.